Гитара, особенно любимая, нуждается в целом наборе разных полезных штучек и предметов. В случае электрогитары эти полезности могут значительно превышать цену самой гитары. Для акустики или классики все несколько бюджетнее.

Прежде всего СТРУНЫ.

Струны MARTIN M120 Струны бывают металлические и синтетические. Это совсем разные струны и для разных целей. Нагрузка от самых тонких металлических струн почти втрое выше, чем от самых жестких синтетических. Поэтому классические гитары, предназначенные под синтетику, разрушаются металлическими струнами очень быстро. А синтетика на акустической гитаре под металл звучит слабо и скучно. Выбирая ТИП гитары Вы тем самым выбираете ТИП струн.
Внутри своего типа струны различаются жесткостью, которая зависит от силы натяжения и толщины. Жесткость металлических струн иногда считают по диаметру 1-й струны в долях дюйма: 008, 009, 010... Для небольших гитар обычно применяют 010, для дредноутов - 011-012. Металлические струны делают с обмоткой басов из латуни (golden allow) и бронзы (phosphor bronze). Бронзовые струны дороже и долговечнее. Встречаются посеребренные струны, но особых достоинств, кроме цвета, эти струны не имеют, и живут очень недолго. В магазинах можно найти струны под множеством брендов, самые известные - D-Addario, LaBella, Martin. Недорогие серии этих струн стоят похожие деньги и мало отличаются по свойствам. Дм.Бабиченко, большой знаток струнных наук, утверждает в приватных беседах, что все дешевые западные струны одинаковые, поскольку технологии у всех похожи, а проволоку для струн они покупают в одном и том же месте. Различия наблюдаются только в топовых моделях, и то нельзя сказать однозначно - какие струны явно лучше. В общем, та же беда, что и с нынешними автомобилями...
Синтетические струны так же бывают разной жесткости, хотя считать ее по 1-й струне не принято. Пишут Normal Tension (нормальное натяжение), Hard Tension и т.п. Большинство испанских гитар предполагают установку струн Hard, дешевых китайцев лучше комплектовать Normal. Особо выделяются струны для фламенко, они Extra Hard и с черным нейлоном на 1,2,3 струнах. Обмотка басов в большинстве случаев делается из посеребренной меди. Существуют так же бронзовые струны, обычно жесткие и прочные. Кроме вышеупомянутых брендов, синтетикой знамениты Savarez, Augustin.
Подходящим выбором для недорогой гитары может быть "Господин Музыкант". Эти струны существенно дешевле западных аналогов, хотя заметно менее долговечны. Самые лучшие струны у ГМ - SAVA, поскольку на самом деле это Savarez, упакованный в России. На рынке сейчас появилось много китайских струн, иногда они сопоставимы с ГМ по качеству, но чаще хуже.

Струны - это расходный материал, как масло у мотора. Менять их следует регулярно, в зависимости от интенсивности игры. Но даже при редком использовании струны не живут дольше полугода (Т.е. в упаковке и дольше живут, но не на гитаре). Особо упертые гитаристы могут укатать свежий комплект на день... Поэтому не спешите нести свою гитару мастеру, если она "вдруг" перестала нормально строить или звучит "как-то не так". Во многих случаях надо просто поменять струны.
Если Вы пока затрудняетесь в выборе струн, ориентируйтесь на известность бренда. Относительно жесткости можно спросить продавца в магазине. Выбор струн - дело индивидуальное, чужие советы не помогут. Нужно пробовать комплекты разных производителей и разной жесткости, только так можно приобрести нужный опыт.
При цене гитары за 100$ экономить на струнах нет смысла. Необязательно покупать Elexire за 50$, но эконом-серию LaBella Criterion или Martin Darco большинство гитаристов может себе позволить. Струны - это такая "небольшая роскошь". Пусть у меня нет денег на Ягуар, но зато я курю дорогие сигареты...-))



ЧЕХЛЫ.

Чехол АМС ГК-5 Следующий по актуальности предмет - чехол. Тут не годятся всякие отговорки: я только дома играю, никуда не хожу... Во-первых, иногда все-таки ходите. Во-вторых, чехол - это дом для гитары, а не просто средство переноски. Гитара дороже 70$ должна храниться в чехле. Достал - поиграл. Поиграл - убрал. Гитара, висящая на стенке для красоты - это мертвый предмет, сувенир. ЛЮБАЯ гитара при влажности воздуха 25% умирает. А это обычная влажность в России зимой, когда батареи греют. Цена чехла составляет около 1/10 цены гитары. Т.е. для дешевой китайской или российской гитары достаточно холодного чехла для переноски. Гитара за 100$ предполагает утепленный мягкий чехол. Приличная чешская или недорогая испанская гитара - полужесткий чехол с пенкой. Хороший инструмент от 300$ можно и в кофре носить. Вариации конечно возможны. Строго для хранения дома любой теплый чехол годится. А когда гитару все время по концертам таскают, тут без кофра вообще никак... Гитарные чехлы давно и успешно делают в России. Хорошо известны московские чехлы АМС. Заметно дешевле белорусские чехлы Fedor. Совсем недавно появились чехлы из Пензы, очень приличного качества. Жесткие пластиковые кофры почти всегда китайские, например Stagg.



КАМЕРТОНЫ.

Камертон МИ Еще одна недорогая, но важная вещица - камертон. В простейшем виде это вилка на ЛЯ или трубка-свистулька на МИ. Спасает от обрывов струн при настройке (особенно начинающих). Гитара сделана в расчете на нормальный строй - от МИ. Поэтому если Вы настраиваете ее выше или ниже, последствия могут любые, в том числе печальные. Камертоны бывают и электронные - тюнеры. Такой приборчик якобы заменяет ухо музыканта. Тюнер несомненно полезен при студийной работе и для игры в группе. Но отдавать ему на откуп любую настройку, да еще на акустической гитаре - увольте. Неправильно это, для совсем ленивых и глухих... Купите простейшую свистульку и держите в кармане чехла. И жизнь ваша станет полнее и безопаснее...



РЕМНИ.

Ремни Некоторые гитаристы не могут просто так усидеть на стуле. Непременно хотят встать во весь рост. Некоторые даже подпрыгивают. Проделать все это без гитарного ремня невозможно. Классические гитары не имеют кнопок для ремня, их цепляют крючками за резонатор. Для них годится только специальный "ремень для классической гитары". Акустические гитары обычно имеют одну кнопку - снизу. А сверху ремень привязывают ПОД струнами за головку грифа. У гитары с грифом на винте ремень можно привязать у основания грифа, под накладку. На некоторых гитарах есть и вторая кнопка на корпусе. Для них подходит любой электрогитарный ремень. Вторую кнопку можно сделать самому из красивого шурупа и втулки. Но вкручивать ее следует очень осторожно, предварительно засверлив, в верхний клец возле пятки грифа или в саму пятку. И не промахнитесь мимо доски клеца, тонкий шпон обечайки кнопку не удержит (только если изнутри сделать накладку). Учитывайте, что "на вису" строй гитары может чуть-чуть уплыть...



ПОДСТАВКА ПОД НОГУ.

Подставка под ногу При обучении классической гитаре преподаватели почти всегда требуют покупки "подставки для гитариста". Это небольшая разборная ступенька под левую ногу. Для дома ее можно сделать самому из дерева.









МЕДИАТОРЫ.

Медиаторы MARTIN Медиаторы могут быть разной толщины и от разных брендов (см.выше про струны и Ягуар). Это зависит от техники игры и от привычек конкретного музыканта. Многие гитаристы вообще медиатором не играют, особенно на классике. Если только начинаете изучать гитару, купите себя десяток медиаторов разных толщин и попробуйте. Медиаторы можно держать в "копилке" - небольшой коробочке, которую приклеивают к корпусу гитары.



ЗВУКОСНИМАТЕЛИ.

Звукосниматель KQ-3 Отдельная большая тема - звукосниматели и прочее оборудование для акустики. Оно позволяет подключать гитару в компьютер, портостудию, в линию, т.е. позволяет обращаться с акустикой, почти как с электрогитарой. Электрогитару это заменить не может, смысл звукоснимателя - передать звучание именно акустической гитары. Оборудование может быть съемным и врезным в корпус.
Съемные датчики чаще всего пассивные (без предусилителя). Сигнал дают слабый, похожий на микрофонный, сильно шумят и воспринимают посторонние звуки, вроде трения корпуса гитары о рукав гитариста. Годятся для подзвучки и прочих комнатных целей. Такое оборудование чаще всего китайского производства и недорогое.
Врезное оборудование состоит из пьезодатчика под косточкой и врезанного в обечайку предусилителя с регулировкой громкости и тембра (темброблока). Есть очень дорогое брендовое оборудование для профессиональных целей. Но даже китайский датчик no-name вполне функционален и шумит не сильнее, чем любительская SB на компьютере. Именно такое оборудование стоит на гитарах с ценой до 300$. Его можно поставить и на купленную отдельно гитару.  
Если Вы пока не определили для себя потребность в подключении гитары, купите съемный датчик. Во всяком случае, он не будет портить акустику при живой игре. А опыт кое-какой приобрете.



И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО...

Из прочих полезностей надо упомянуть стойку для гитары. Это нехитрое приспособление, которое позволяет выпускать гитару из рук без риска ее потерять навсегда. Опять же, гитара на стойке имеет очень "профессиональный" облик, а комната обретает богемный стиль. Актуально, когда девушки в гости приходят... Главное, после девушек не забыть гитару убрать в чехол (почему - см.выше). В сложенном виде стойка умещается под диван.

Существуют так же весьма специальные приспособления. Например, слайд - стеклянная или металлическая трубка, которая превращает любую гитару в гавайскую. Может пригодиться капля - защита для гитары. Это каплеобразная толстая пленка, которую наклеивают на корпус возле струн, она защищает деку от царапания медиатором. Ну и конечно, литература о гитаре - на вкус и цвет. Для начинающих особо рекомендуем издания Смолина ("Хобби-Центр"). Большинство книг написано на понятном человеческом языке, с минимальным (хотя неизбежным) нотным антуражем.